воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Фишбоун в начальной школе


На уроке окружающего мира мы решили попробовать интересный прием работы с информацией "Фишбоун" (рыбий скелет).  Я рассказала, что была на конференции, и мы с учителями работали над важной проблемой "Дисциплина на уроке 1 компьютер: 1 ученик". Показала на доске, как строится рыбка.  Дети быстро поняли, как строится "рыбка", разошлись по группам,  нарисовали рыбью голову, позвоночник, написали тему урока "Как животные приспосабливаются", открыли учебники.... Работа началась. Примерно минут через  двадцать вот что получилось .
Всю неделю дети  возвращались к рассматриванию своих "рыбок",  некоторые обсуждали и дополняли рыбок, рассказывали друг другу, что узнали.
На следующем уроке зашел разговор о том, можно ли где-то еще применить фишбоун?
Приведу часть ответов в порядке их поступления (потому что  то, как работала детская мысль,  очень интересно). Дети называли предмет или область знаний, потом содержание фишбоуна.
1. Русский язык.  Члены предложения ( какие бывают  и вопросы к ним, а еще примеры предложений)
2. Математика.  Единицы измерения ( длины, вместимости, массы, скорости, веса и др.)
* Обратите внимание, что масса и вес - это различные единицы. Подготовка к физике :)
3. Русский язык. Правописание приставок.
* Хорошо, думала я, повторяют то, что мы изучали. И вдруг:
4.  Хореография. Танцы и движения, которые нужно выполнять (а можно еще и видео прикрепить, чтобы знать, как танцевать правильно).
* Глаза заблестели. Начиная с этого предложения, дети стали всем классом включаться в обсуждение, согласно кивая, на каждую новую идею, тут же ее развивая, дополняя, анализируя и... придумывая новое.  УДИВИТЕЛЬНО!
 Я   достала лист бумаги и сказала, что их мысли достойны того, чтобы их узнали другие люди.  Катюша спросила: "Статью для учителей напишите?". Дети ( очень важное, от того, что их мысли значимы для других, и не просто для других, а для учителей!) с достоинством "восстановили" для меня первые, не записанные пока идеи. 
Тороплюсь рассказать, что было дальше.
5. Литературное чтение. Автор и его произведения (например, Л.Н. Толстой , что писал, и как называется)
6.  Информатика. Какие бывают программы (Перволого, РР, Paint,  Garazband, Гугл - земля, iFoto, NeoOffise  и др.)
7. Изобразительное искусство . Художники и их картины. (Например, маринисты Айвазовский, Тёрнер и их картины, или картины о детях)
8. Технология. Виды тканей и их строение.
9. Физкультура. Разные игры и их правила (например, на развитие силы, выносливости, скорости, ловкости и т.д.)
10. Технология. Строение изделий ( материалы и инструменты)
11. Окружающий мир. Происхождение вещей  (что появилось, когда и как придумали)
12. Информатика. Устройство компьютера (его части)
13. Обучение грамоте (это можно сделать для первоклассников, чтобы не путались). Звуки и буквы.
* Предложения приняли социальную направленность - не для себя, а для других. Как я сразу не подумала об этом!
14. Технология. Когда, как, зачем и почему возникают разные технологии (вот например, придумали люди их железа делать, или книги, или iFonы, это же разные технологии , правильно?)
15. Технология. Приготовление разных блюд (как салат готовить, красивый бутерброд сделать и так далее).
* На этом этапе комментарии уже были бы не нужны, так как дети мгновенно реагировали. Вы бы видели их блеск и огонь мысли. Это было то, что П. Щедровицкий называл "мыследеятельность".
16. Окружающий мир. Как люди развивались.
17. Окружающий мир. Строение человека.
18. Окружающий мир. Царства природы.
19. Окружающий мир. Биотехнологии и генетика.
Когда мы дошли до биотехнологии, Патрик  начал объяснять классу, чем бы он хотел наполнить свой фишбоун, а все смотрели на него и включенно ПОНИМАЛИ, я поняла, передо мной не восьми- девятилетние мальчики и девочки. Это совершенно другие дети, для которых работа с информацией  такого рода - это увлекательнейшее дело. Эх, думала я, вот если бы  не нужно было возвращать их  сейчас к теме урока, если бы у них в этот момент был доступ к интернету, книги, бумага и карандаши, то какие работы  они могли бы сделать, сколько нового смогли бы открыть, сколь высока была у них  познавательная мотивация!
 А ведь это даже было не по плану.  Просто вопрос задала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий